- Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.
- Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность
Документы
10 правил безопасности в интернете для школьников
Советоваться с родителями
Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение.
Если ребенка кто-то обижает или преследует в сети, об этом также важно сообщать взрослым.
Беречь личные данные
Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.
Не делиться информацией о знакомых
Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке. Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.
Фильтровать информацию
Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому не стоит слепо доверять всему, что пишут в онлайне.
Основные правила:
не открывать подозрительные письма;
игнорировать сообщения, полученные от незнакомцев;
не переходить по ссылкам, обещающим много интересного бесплатно.
Если кто-то в письме или сообщении в чате просит помощи, лучше уточнить, что произошло и произошло ли это на самом деле – обычно родителям, родственникам, друзьям можно перезвонить.
Проверять данные
Даже взрослые люди попадаются на удочку мошенников и принимают неверные решения – не все можно выяснить за несколько минут и пару кликов мышкой. Но, например, обилие рекламы на странице и «кричащие заголовки», которые предлагают много, бесплатно и прямо сейчас – это четкий признак того, что доверять информации с сайта не следует.
Также можно:
поискать ту же информацию в других источниках, чтобы сравнить детали и способ ее подачи;
уточнить у родителей, друзей и знакомых, насколько эта информация соответствует действительности.
Не общаться с чужими людьми
Это правило очень сложно соблюдать в интернете. Но одно дело – говорить с тем, кто уже месяц или полгода играет в ту же онлайн-игру, и совсем другое – отвечать на первое же письмо того, кто назойливо стучится в личные сообщения. Любая назойливость, частые обращения, просьбы что-то написать и тем более прислать фото – это весомый повод для того, чтобы сразу же прекратить общение и заблокировать человека.
Придумывать сложные пароли
Простой пароль не только легко запомнить, но и очень просто взломать. Поэтому при его составлении лучше:
придумывать сложные комбинации, состоящие из заглавных и строчных букв, цифр и символов;
использовать разные пароли для разных сайтов – иначе тот, кто взломает один профиль, легко получит доступ ко всем прочим.
Обращать внимание на сайты
Один из приемов, который часто используют мошенники – фишинг. Они создают поддельный сайт, который очень похож на тот, которым все часто пользуются. Он может имитировать почтовый сервис, социальную сеть или игру. Но введя туда свои конфиденциальные данные, можно стать жертвой интернет-мошенников. Поэтому важно быть внимательным и обращать внимание на детали, в частности, на адрес сайта: он может отличаться от правильного всего на одну-две буквы, например, для «ВКонтакте» – vc.com или vk-com.com вместо правильного vk.com.
Уметь отличать поддельные аккаунты
Рассказывать о себе в интернете можно что угодно, ведь проверить эту информацию сложно. Поэтому сразу бывает трудно распознать того, кто создал фальшивую личность и пользуется ей для общения. Но есть несколько формальных признаков подделки, вызывающих сомнения:
малое количество друзей или полное их отсутствие у того, кто хочет пообщаться;
стремление часто соглашаться, постоянно писать что-то вроде «да, и я тоже», «и у меня такое было», «мы так с тобой похожи»;
назойливость, нежелание прерывать разговор даже после того, как собеседника прямо об этом попросили;
солидная разница в возрасте – странно, если взрослый человек набивается в друзья ребенку.
Помнить о вежливости
В любой ситуации, даже если кажется, что это обман, не стоит грубить и тем более использовать нецензурную лексику. Важно писать грамотно и держать эмоции под контролем. Лучше обойтись без «капслока» – предложения, набранные крупным шрифтом, по правилам сетевого этикета считаются громким криком. Если разговор не нравится, можно просто закрыть ноутбук или выключи смартфон. Не стоит отвечать на оскорбления оскорблениями, лучше молча заблокировать обидчика.
Родителям
Документы
Педагогам
Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
защищенная законом интеллектуальная собственность.
Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.
В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:
обеспечение сохранности защищаемых данных;
поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.
Угрозы информационной безопасности
Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.
Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:
компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.
Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:
аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
программные сбои;
ошибки работников;
поломки оборудования;
сбои систем связи.
Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.
Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.
Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.
Меры защиты
Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:
нормативно-правовой;
морально-этический;
административно-организационный;
физический;
технический.
Детские безопасные сайты
Родителям
Педагогам
Методические и справочные материалы
Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников
Методические и справочные материалы
В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть - является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Юные пользователи осваивают сервисы мгновенных сообщений и интернет телефонию, общаются на форумах и в чатах, каждый день узнают много новой увлекательной и образовательной информации.
Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна.
Задача данных материалов - систематизировать знания учеников полученные на уроках при изучении темы «Безопасность в сети Интернет». Данные материалы могут быть использованы учителем на уроках, учеником при самостоятельном изучении темы, а также родителями.
Название 3 материала
Описание материала
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- 1 ресурс
- 2 ресурс
- 3 ресурс
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- 1 материал
- 2 материал
- 3 материал
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
- 1 конкурс или проект
- 2 конкурс или проект
- 3 конкурс или проект
Международный проект «Название проекта»
- 1 тезис о проекте
- 2 тезис о проекте
- 3 тезис о проекте
Дополнительные методические материалы
- 1 материал
- 2 материал
- 3 материал